back

Три мистических "К"
Василий К. - от Коэна до Кэйва


Его поэтическое амплуа очень трудно определить. Немного сентиментален, философичен, любвеобилен и интеллектуален на все сто, а еще - пожалуй, есть в этом музыканте что-то романтично-шестидесятническое. Модный "кислотный надлом" - не про него. Все песни настоящие, искренние… И веришь, что "вновь продолжается бой", сидя на квартирнике Отца Василия. И тебе тепло от того, что есть еще люди, мечтающие изменить этот мир. Василий К., бесспорно, стал музыкальным открытием этого года. Но вот парадокс: русскоязычный рокер не часто выступает на родине, в России.

Мурманский поэт и композитор Василий К. (он же Отец Василий) как-то пожаловался, что ему надоело находиться в постоянной конфронтации с родной, то бишь российской публикой. Тем не менее, живет он в далекой Швеции, и талант свой чаще расходует там. Как признался сам музыкант, "а им, шведам, все равно, что русский рок, что цыгане со скрипками".
В ближайшее время раскрутиться в двух столицах ему, видимо, не удастся. Есть на это две веские, по-детски нелепые причины. Первая: всю жизнь дышащему западным андеграундом Василию обидно слушать, как его творения причисляют то к русскому року, то к бардовской песне (сравнивая с Б.Г. и "Калиновым мостом"). Вторая: песни Василия не форматны, это вам не Петкун и Земфира! И вряд ли какой-нибудь "добрый дядя" даст на них денег.
Нежелание жить на просторах великой Родины музыкант объясняет не тем, что "здесь плохо, а там хорошо". Просто в Швеции больше музыкантов, которые готовы идейно, грамотно, а главное бесплатно дополнить и создать колоритный фон человеку, "умеющему держать в руках акустическую гитару и знающему как доходчиво и выразительно выплюнуть в глаза миру болезненную правду".
"Да и вообще приятно находиться среди образованных людей, знающих, кто такие Леонард Коэн и Нил Янг…" (ваятели мирового авангарда, бесконечно близкие Василию и логично недопонятые остальными россиянами). О Коэне - отдельный спич. С удивительной нежностью и лиричностью записан альбом Отца Василия "Мой Коэн". Женская половина почитательниц находит его особенно прекрасным.
Именно в Швеции три года назад родился беспрецедентный для всей российской музыки проект "Отец Василий и Упрощенные". "Упрощенные" - это три безработных шведских индустриальщика. Встреча вышеупомянутых персон и Василия в одном из заведений университетского городка Люнд и последующее "живое" ознакомление с тогдашним репертуаром мурманского трубадура - СОБЫТИЕ.
Шведов в Василии моментально зацепило наличие талантливого, но никем до сих пор не изданного студийного материала. А также - уникальная способность исполнять декаданс в манере Владимира Высоцкого. Васю же заинтриговало умение шведских парней "культурно выпивать", полное отсутствие у них каких-либо творческих планов и жизненных интересов (и это несмотря на их тотальную любовь к Булгакову и дословное знание Достоевского!).
С тремя выпущенными за полтора года альбомами, на своем залатанном микроавтобусе ребята успешно объездили всю Швецию, а в 2001-м "подхалтурили", накопили денег и в первый и пока последний раз посетили-таки Россию. Свидетели сумасшедших перфомансов мини-оркестра до сих пор не могут прийти в себя. Это с тех пор Василия у нас принято любить и ненавидеть, писать ему восторженные письма, называть изменником Родины, НО ВСЕ ЖЕ ХОДИТЬ НА КОНЦЕРТЫ.
Критики хором величают Василия русским Ником Кэйвом, но это от бедности воображения. Кэйву и не снилась такая созидательная энергия! В принципе, аналогов тому, что делает Василий и его сотоварищи на отечественной сцене нет и не будет. В прошлом году Василий хладнокровно пожертвовал не одним "нашествием" и "вторжением" ради того, чтобы довести до ума свой последний на сегодняшний день альбом - работу-посвящение канадскому поэту-шестидесятнику Леонарду Коэну (см. выше) и менестрелю испанской революции Гарсии Лорке. Главный хит диска, основанного на сплаве "родных" мелодий с авторскими стихотворными переводами "Манхэттен и Берлин", засветился сразу на нескольких центральных радиостанциях. Теперь его слушают от Москвы до самых до окраин. А сам Василий даже обзавелся минимальным административным штатом в виде менеджера и пресс-атташе.
… Новый альбом будет традиционно записан в Швеции, гражданином которой Василий через полгода станет вполне официально. Но выпустят его с фирменным российским лейблом "Мистерия Звука". Это интернациональное творение (как обещает Василий) будет выдержано в более традиционном ключе, нежели его предшественники. Но это не исключает присутствия большого количества всевозможных инструментальных сюрпризов. Примечательно то, что в ожидании выхода этой пластинки Илья Кнабенгоф из "Пилота" продолжает подбивать Василия на совместный тур. А Василий с тоской в глазах пишет новые и новые песни о том, как ему "осточертело заполнять космос внутри себя".
Кстати, музыкант творит и диссертацию в шведском университете. Тема: "Рождение и путь покаяния русского рока". Свои тексты он с успехом мог бы туда включить.

"Надоело, надоело,
Небеса отвернитесь - я снимаю штаны.
Надоело, надоело,
Кто кастрировал вас, тот не ведает чувство вины!!!"

И невольно, когда слушаешь этот опус, на память приходит строки десятилетней давности куда более известного поэта, написанные им незадолго до трагической гибели.

"Я устал от чужих городов, я устал колоть этот лед.
Я хотел бы уснуть, но нет времени спать…"

Вот так и живем. Не ждем тишины. А ждем, когда в наш северный город снова заглянет русско-шведский рокер Василий К. с томиком Коэна в рюкзаке. И на его квартирник, прочитав объявление в Инете соберется толпа бородатых, волосатых, хайрастых и клешатых слушателей. Скорее всего, такой шанс выпадет нам в конце сентября, ведь сентябрь - любимый месяц Василия.

Кирилл Мясников,
Che.

back