back
ОТЕЦ ВАСИЛИЙ И УПРОЩЕННЫЕ
Lem/Nausea
Слушая этого мурманско-шведского парня с лицом Кобейна, исподволь
приходишь к выводу, что русский рок не умер и в данном случае, пожалуй,
это хорошо. Окаменелое пугало еще может спеть и сплясать всем на
зависть. Рецепт, как всегда у нас водится, пришел из-за бугра, и он
прост как правда: все дело в свежей крови. Плюс умение играть и петь,
плюс конструктивное осмысление достигнутого предтечами, плюс, как ни
странно, честность. Та честность, которая была этому самому русскому
року изначально присуща, но потом была вытеснена расписным пафосом и
похоронена «голосуйными» акциями и прочими стадионами. Василий со своими
шведами рубится в крошечных полупустых клубах так, как никто уже давно
не делает, – и поэтому ему хочется верить. Он цитирует всех
отечественных и частично импортных рок-классиков вразброс и кучно
(«Залив Свиней» – посмакуйте название), пишет то ли пародии, то ли
стилизации («Про Голого И Черную Мадам» – Ник Кейв, «Собаки» – Леонард
Коэн, «Время Пиджаков» – ранний Кинчев, «Армия Китая» – едкая
реминисценция «Растафары»... примеры можно продолжать), наверняка любит
и ценит и Высоцкого, и Летова – но весь этот винегрет настолько и
парадоксально свеж и не вторичен, что доставляет при воспроизведении
большое и натуральное человеческое удовольствие. Вообще-то в таких
случаях принято говорить о постмодернизме, но – особенный выходит у
Василия случай, ибо присущей упомянутому течению коллажности вовсе нет.
А есть – нормальный, честный русский рок, в первозданности восставший из
пепла. Это не ловля волны, не ироничные игры взрослого (33 года)
человека, это – вера и правда. «Я знаю, что люди скоты, но я верю, что
люди добры» спето на очень правильном градусе. А «Ты Держишь Страну» –
гимн, по большому счету, этой вере.
Вообще-то на двойном альбоме уместилось и многие жанрово другие, иной
раз экспериментального толка песни, но о них в другой раз. Случай
представится обязательно – Василий из тех людей, которых замечают.
Понимают ли – другой вопрос. Надо бы понимать.
Е. БОРИСОВА
FUZZ №4/2002
back
|