back
Комментарии к "Практике проведения квартирных концертов"
(или опыт не постороннего творческого процесса).
Во первых строках оговорюсь, что принимаю без доказательств тот факт,
что речь в комментируемом трактате идет об организации квартирника иногороднему
артисту. Это весьма важная подробность, поелику квартирник земляку делать
намного проще: отпадают вопросы проживания, кормления и развлечения артиста
и в значительной мере упрощается его транспортировка, а также оповещение
страждущих его услышать. Кроме того, существует еще такая разновидность
квартирников как "квартирник для своих" - в данном варианте
собираются по большей части друзья и знакомые, а вопрос о деньгах не встает
вовсе. Да, представьте, бесплатные квартирники существуют, и не только
по причинам "свойскости" - есть еще отдельные особи, которым
возможность показать новый материал в узком кругу важнее надобности выкачать
из этого круга дензнаки. Причины бескорыстия, впрочем, могут быть и другими,
углубляться в них не стану, остановлюсь на том, что каждый артист решает
этот вопрос сам. И, естественно, сообщает о своем решении организатору
квартирника.
№2
Нет особого смысла приглашать чересчур известных музыкантов. (Смысл,
конечно, есть, но боюсь, что когда Вы узнаете гонорары вашего "кумира",
то отношение к нему полностью изменится).
"Чересчур" (интересно, где проходит граница?) известные
музыканты квартирников не играют вообще. Это факт. Но если вам все-таки
встанет в голову пригласить кого-то из них, и он, к вашему превеликому
изумлению, по какой-то прихоти ответит согласием, то беспокоиться надо
не о его предполагаемых гонорарах (за право посидеть у левой коленки,
скажем, БГ и послушать его бессмертные произведения с означенного расстояния
любой фанат заплатит столько, сколько скажут), а о целостности того жилья,
где оное действо будет происходить: разнесут в щепы, а щепы потом растащат
на сувениры.
№3
Очень важно правильно выбрать время проведения квартирника. Лучше
избегать массовых праздников, намеченных правительством на эти дни. В
противном случае, ваша акция останется незамеченной, поскольку у всех
и так будет повод выпить пива…
Вы зовете на квартирник не "всех", а тех, кому приглашенный
артист хотя бы потенциально интересен. Поэтому выбор - пиво без артиста
или пиво с артистом - для них очевиден. Так что массовые праздники можно
в этом смысле смело приравнивать к обычным выходным. Тем более что некоторые
артисты совмещают творчество с посещением казенной службы, и выбраться
куда-либо в иной город им проще как раз в дни общенародных гуляний.
Оптимальный вариант - суббота, воскресение (возможна пятница, вечер).
Это верно, за малым исключением: если концерты артиста настолько редки
и долгожданны, что ради него можно похерить сон, отдых и все, что угодно.
Тогда можно устраивать концерт хоть в понедельник в пять утра, хотя, конечно,
лучше выбирать менее экстремальные дату и время.
№6
По телефону (Интернету, через знакомых, через знакомых знакомых,
посредством голубиной почты и т.д.) Вы связываетесь с интересующим Вас
человеком (учитывая пункт №2). Оговариваете гонорар, дату проведения (учитывая
пункт №3), и условия концерта.
Вообще-то редкие безумцы (даже из не чересчур известных артистов)
едут в другой город только ради квартирного концерта. Но даже если "ваш"
артист именно из таких, то не мешало бы предварительно подумать о других
вариантах, как то: концерт в клубе, кафе, актовом зале школы/ВУЗа и т.д.
В случае удачи ваши расходы (кстати, кто сказал, что расходы должны быть
только вашими? Хотя бы часть их должна вычитаться из концертного сбора,
а хорошим тоном считается заранее оговоренный его процент, выделяемый
организатору за труды - обычно от 10% до 25%) сократятся, ибо их разделят
с вами владельцы соответствующего заведения. Доходы, впрочем, разделят
тоже, но о доходах здесь, как будто, речи не идет; общий же смысл совета
в том, чтоб артист все-таки показал себя большему количеству народа, чем
помещается в вашу квартиру. Оптимальный вариант - два (три) концерта за
один приезд: клуб (для масс) и квартира (для особых любителей артиста).
И только если казенное помещение/мероприятие вам не по зубам и силам,
стоит делать лишь квартирник.
Уточните, будет ли акустика в чистом виде или необходимы микрофон,
подзвучка и т.д. Не мешает узнать в каком составе он приедет (возможны
ещё какие-то музыканты из группы - скрипка, перкуссия и т.д. + продюсер
+ жена с ребёнком, которых некуда деть + просто хороший знакомый, которому
в день концерта нечем было заняться).
Я не знаю таких сумасшедших групп, которые ездили бы в другой город
только ради квартирника (см. предыдущий абзац), или таких психов, которые
таскали бы на свои иногородние квартирники жен с детьми. Но, возможно,
таковые есть...
Что касается микрофонов и пр. достижений цивилизации. Они нужны только
в трех случаях: 1) если ваша квартира поражает воображение своими размерами,
2) если все происходящее фиксируется на аудиоаппаратуру (в таким случае
вам понадобится хоть какой-нибудь пульт, несколько стоек - или хотя бы
лыжных палок, - десяток различных проводов с различными разъемами, мотки
скотча, а также человек, который умеет со всем этим обращаться (музыкант
умеет отнюдь не всегда!)), 3) если у артиста, мягко говоря, не очень сильный
голос, а по гитаре он лупит как зверь (или, наоборот, орет как резаный,
а играет переборчиком по нейлону). Во всех прочих вариантах микрофоны
и другая аппаратура - просто ненужная роскошь, а в случае группового музицирования
еще и вредная: попробуйте-ка послушать "электрическую" (или
даже "полуэлектрическую") программу в пространстве 15-20 кв.
м., битком набитом народом! Уверяю вас, ничего внятного не услышите.
Сразу оговорите дату и время отъезда, и вид транспорта. Возможно,
что придётся купить билеты заранее. Для этого необходимо знать полное
имя (ФИО), номер и серию паспорта.
Учтите, что далеко не в любой транспортной кассе вам дадут билет по
бумажке с паспортными данными артиста, так что иногда приходится дожидаться
его приезда. Стандартный расклад оплаты проезда таков: до вашего города
артист сам покупает билет (вы возвращаете его стоимость при встрече),
обратный билет покупаете ему вы.
№7
Квартира. Квартира должна быть большой, по крайней мере, одна из
комнат. Желательно трехкомнатная. По возможности лишенной родителей, родственников,
котов, собак и всяческой мебели.
Кое-какую мебель (диван, стулья, табуретки, не слишком ценный ковер
и пр. посадочные места) лучше все-таки оставить. Сделайте все от вас зависящее,
чтоб на квартирнике не было детей! Это мука и для них, и для всех присутствующих.
В большой будет концерт. В одной музыкант будет готовиться к концерту:
настраивать инструмент, повторять тексты песен, нервно курить и ходить
из угла в угол. Третью придется переоборудовать под гардероб.
Под временную гримерку (где музыкант будет готовиться и т.д.) можно
приспособить кухню при условии ее мало-мальской вместительности. Само
собой, вход в гримерку должен быть воспрещен всем, кроме организатора/владельца
жилплощади и особо близких музыканту людей (в разумном количестве).
Учтите, что в квартире будут курить и пить. Лучше запастись пепельницами
и пластиковыми стаканчиками.
Очень не советую разрешать слушателям пить и особливо курить в "концертной"
комнате. Все-таки это не кабак, да и дышать чем-то надо (а из открытого
окна или форточки дует даже летом). Лучше устраивать один-два перекура
по ходу концерта, и на перекуры выгонять слушателей на лестницу (или на
кухню, если она не приспособлена под временную гримерку). Вместо пепельниц
можно обойтись консервными банками - и не жалко, и уборку делать легче.
Обязательно просите слушателей снимать обувь (заставить их накануне постирать
носки вы, конечно, не в силах, но лучше три часа нюхать это, чем трехкратно
мыть пол).
Кстати: помните, что слушатели будут еще и уборной пользоваться! Со всеми
возможными последствиями...
№8
Аудитория. Чем больше Вы соберёте на концерт Ваших знакомых, тем
лучше (для всех). Опытным путем установлено, что в среднестатистическую
квартиру помещается порядка 40 человек. В любом случае придется делать
и клеить афиши. Оптимальный вариант - формат А4, ч/б. Если всё делать
грамотно, то на город в 500 000 хватает 150 афиш.
Афиши, ребята, - это фигня. Искомые 40 человек придут на квартирник
и методом голубиной почты/сарафанного радио. Или не придут, но это зависит
от вашего личного организаторского таланта, а не от наличия афиш. В большом
городе на всякую хреновину, что висит на заборах, никто не обратит внимания,
в небольшом же обратят такое внимание, что к вам припрется не 40 человек,
а 400. С чадами и домочадцами. Оно вам надо?
Если вам просто очень хочется сделать афиши, то сделайте их штук 10-20,
и повесьте в местах скопления потенциальных слушателей, как то: рок-магазины
(в Питере, например, идеальное место - "Караван"), клубы, доска
объявлений ВУЗа/школы, где вы учитесь и пр. Этого вполне достаточно. Проверено
на опыте.
Обязательно должен быть постоянно действующий телефон.
Ни в коем случае не указывайте на афише (если вы все-таки решили ее сделать)
телефон и/или домашний адрес! Хлопот не оберетесь, - и с органами правопорядка,
и с праздно любопытствующими, и с разного рода неспроста интересующимися.
Если концерт проходит в клубе, кафе и пр. (см. №6) - укажите его адрес
и телефон кассы, если это квартирник - место сбора (по схеме: "32
мартобря, встречаемся в 18:00 у памятника собаке Баскервилей") и
ничего более. Можно тонко намекнуть на то, что квартирник платный. Если
вы уверены в своей неуязвимости для налоговой полиции, - ставьте на афише
цену.
№9
С момента появления афиш кто-то должен сидеть на телефоне и отвечать
на звонки. Что за группа? Когда будет? Сколько стоит? Если всех всё устраивает,
- предоставляйте информацию о месте сбора. (Должна быть некая нейтральная
территория, недалеко от самой квартиры). Зачем лишний раз светить квартиру
хороших людей?
Вот-вот. И см. два предыдущих абзаца.
№10
День концерта. Самый непредсказуемый момент всего мероприятия. Здесь-то
и понадобятся три человека. Один готовит квартиру к концерту, другой ждёт
звонка с вокзала от музыканта. Третий отвозит музыканта на квартиру. При
наличии мобильной связи и заранее убранной квартиры - этот момент значительно
упрощается.
Если заранее оговорено время приезда и вид транспорта, - не проще ли сразу
поехать на вокзал и встретить музыканта? А квартиру можно приготовить
накануне, так что со всем этим можно справиться и в одиночку. Кстати,
если есть такая возможность, - устраивайте квартирник на следующий день
после приезда музыканта, особенно если он приезжает не рано утром, а днем
или ближе к вечеру. Ибо: самолет/поезд/пароход могут опоздать, артист
при сошествии с оного может оказаться болен/пьян/невменяем/утомлен поездкой.
И таким образом мероприятие или будет сорвано, или пройдет в обстановке,
скажем так, нервной. Что никому не на пользу. Зарезервируйте лучше некое
буферное время: если с артистом все в порядке, - он погуляет по городу,
спокойно помоется, поест и отдохнет, если в порядке далеко не все, - вы
успеете хоть что-то исправить.
№11
Концерт. Теперь от Вас ничего не зависит…
Еще как зависит! Расслабляться нельзя до того момента, пока последний
гость не будет благополучно выдворен восвояси, а артист - усталый и довольный
(или усталый и недовольный) не примется за заслуженный отдых. Впрочем,
расслабляться не следует и тогда. Рассчитывайте на то, что вам лично отдыхать
придется лишь после того, как вы разберетесь с деньгами, с уборкой, с
соседями/милицией/родственниками, посадите артиста в обратный транспорт
и помашете ему вслед платочком. Не ранее.
М. М. НОКС
back |