back

ОТЕЦ ВАСИЛИЙ & THE KURTENS
"ОТЕЦ ВАСИЛИЙ & THE KURTENS" 2002
(Lem Records/Nausea Production)



Так случилось что в течение 10 дней я узнал творчество группы ОТЕЦ ВАСИЛИЙ & THE KURTENS так хорошо, как при иных обстоятельствах не узнал бы и за год.
Произошло это в любимом мной городе Петербурге. Надо сказать, что до этого я понятия не имел о существовании такой группы. А тут послушав программу Плющева "Серебро" на "Эхо Москвы" (второй раз всего, кстати), заинтересовался необычной группой с лидером русским парнем из Мурманска, ныне без пяти минут гражданином Швеции, и шведами- музыкантами. Плющев, как всегда, показывал своё реликтовое невежество в музыкальных вопросах (не мог, например, отличить Л.Коэна от Дж. (Джо, не путать с Джарвисом) Кокера), и поэтому в основном вёл светскую беседу о шведских анекдотах и тамошней жизни. Но это не помешало разглядеть в Василии весьма интересную личность, а в песнях, большинство из которых он исполнял под гитару соло, неординарное явление. Потом я пошёл в магазин "Караван" и без труда (Питер всё-таки!) купил первый и единственный альбом этой группы, а ещё через несколько дней поприсутствовал на её последнем в России концерте по пути в Швецию в клубе "Орландина". Поэтому, собственно говоря, это не рецензия на альбом, а впечатления от всего мной увиденного и услышанного за этот период от ОТЦА ВАСИЛИЯ & THE KURTENS.
Если сравнивать концерт и альбом, то на концерте из 12 песен альбома было сыграно всего 5 (это в полуторачасовой программе). Я убедился, что у группы имеется полноценный материал на ещё один альбом. Более того первый альбом можно наверное считать отчасти демо-альбомом, потому что в нём собраны довольно разноплановые песни: от двуязычной (русско-шведской) "Собаки", до частушечного "Карлсона", от программной "Заплати" до лирической квази поп-песни "Скажи ей", от почти зеппелинообразной "Лорд гад фит ми" до панковой "Интеллигенты" (куда более крутой и в тоже время умной, чем панк "ручных" Тараканов) и минималистической "Жопа".
На концерте упор был сделан на песни подчёркивающие то, в чём Василий признался ещё в радиопрограмме. Он сказал, что музыкант который в своё время сильнее всех повлиял на него - это Ник Кейв. Однако из всего прослушанного я лично сделал вывод, что это всё-таки русский рок (сколько копий мы сломали по поводу того, что это такое, поэтому сейчас не будем об этом). Но русский рок в новой, действительно новой, его реинкарнации, проросший какими-то неведомыми путями в Швеции и пришедший оттуда в страну победивших земфир и мумиков.
" Мы играем пост-пост модернизм."- сказал Василий после исполнения первой песни ("Собаки"). "Почему два пост?"- спросили из зала. "Потому, что постмодернизм нужно убить!"- последовал ответ. И зазвучала русскоязычная версия Василия песни "First, we take Manhattan" Леонарда Коэна, которая по своей мощной энергетике очень здорово гармонирует как с брутальным и нонконформистским творчеством самого битника Коэна, так и, что удивительно, с русским роком в лучших его проявлениях. В творчестве Василия сошлись русские и западные влияния. Майк и Нейл Янг, БГ и Коэн, Летов и Кейв и ещё много чего (например Веня Дркин) (не говоря уже о жестком музыкальном колорите шведского гитарного драйва). Вот такой новый, незамкнутый на своё родное и в тоже время не слепо копирующий западное рок на русском языке, должен был появиться, и вполне логично, что он появился не в России, а в очень уважаемой мной стране Швеции. Тексты Василия иногда ясны и плакатны, иногда туманны и даже невнятны, как невнятна может быть речь юродивого, неожиданно для себя получившего откровение и незнающего, что с этим делать. Но одно для меня очевидно: в них есть энергетика, в них есть собственное понимание и ощущение, а не отражение интересов какой-то тусовки, сиречь формата.
Я думаю, что в свете всего вышесказанного альянс Василия & The Kurtens с "нашим" "рок-олигархом" Мишей Козыревым невозможен. Об этом говорят и тексты Василия и его высказывания. Дай Бог, чтобы этого не произошло. Возможно тогда у кого-то ещё появится желание "Отдать свой Lem (см. заголовок - Arthur) за пару честных строчек" (песня "Время пиджаков"). А мы скажем, что русский рок-то оказывается жив. Слышь, Пацифист?

back