back
Обзор MC: Василий К. "Мой Коэн"
(c)&(p) Lem / Nausea 2003
Помните
советские нотные сборники песен зарубежных исполнителей? Не бойтесь, здесь
иное. Даже не знаю, кого больше на этой скромно оформленной кассете -
старого доброго канадского битника Леонарда Коэна или жителя Швеции Василия
К., отважившегося подарить русской культуре хорошие литературные переводы
нескольких песен автора "The Future" и "I'm Your Man".
Этих-то композиций как раз на альбоме и нет. Зато есть "Сюзанна",
"Маленький венский вальс" и, конечно, "Манхэттен и Берлин"
(целых два варианта). Василий поёт песни "своего Коэна" в свойственной
ему (Василию) манере, не пытаясь подражать оригиналу. И песни обретают
другую жизнь, практически становясь самоценными произведениями. Их хочется
спеть, их хочется услышать в любимых кинофильмах (из тех, что ещё не сняты
на киноплёнку). Это искусство. Отнюдь не рок-н-ролл.
Кто будет слушать эту запись? Скорее всего те, кто ждал и дождался переводов
на русский романов Леонарда Коэна, кто погрузился в атмосферу его прозы,
которая в то же время и поэзия (как и вся хорошая проза). Желание узнать
разные стороны чьего-либо таланта приходит по мере этого погружения, как
аппетит порой и вправду приходит во время еды. Но шутки шутками, а Коэн
привлекает тем, что за его печальной романтикой стоит нечто большее, -
некая мудрость, присущая людям, которые эту романтику переросли. Нужно
только не забывать, что альбом Василия К. - не собрание подстрочников.
Василий здесь не только певец, но и мультиинструменталист, умело обращающийся
с музыкальной формой. Оттого композиция "Манхэттен и Берлин #2",
исполненная под скупой аккомпанемент акустической гитары, звучит не менее
мощно, чем ее же электрическая версия, открывающая альбом. Качество записи,
а главное - качество сведения такое, какое в России нечасто встретишь.
Так ведь не в России и сделано. Впрочем, есть ли смысл говорить о таких
малозначительных вещах, как сведение, аранжировка и тому подобное, когда
песни самодостаточны даже по форме, благодаря настоящей поэзии, присутствующей
в текстах и проникновенному, искреннему исполнению. В таких случаях если
ещё и аранжировки удачны - вообще роскошь. "Мой Коэн" - роскошный
альбом. Но это уже так, частности.
На самом деле, альбом "Мой Коэн" может стать весьма популярным
в стране, где так любят печальные песни. Декаданс, романтизм... Не хватает
надрыва, зато присутствует мужественность. Однако, когда мы говорим о
поэзии, не стоит забывать, что текст тем скорее соответствует этому высокому
званию, чем легче он преодолевает собственное формальное содержание, оставляя
нас наедине с поэтом, с его миром, с его сердцем. Так надо ли задумываться
кого здесь больше - старого доброго канадского битника Леонарда Коэна
или жителя Швеции Василия?
Игорь Лунёв, специально для РокмЬюзик.Ру
На фото: обложка альбома "Мой Коэн"
RM2003
back
|