back

Обзор MC: Василий К. "Мой Коэн"

(c)&(p) Lem / Nausea 2003


Помните советские нотные сборники песен зарубежных исполнителей? Не бойтесь, здесь иное. Даже не знаю, кого больше на этой скромно оформленной кассете - старого доброго канадского битника Леонарда Коэна или жителя Швеции Василия К., отважившегося подарить русской культуре хорошие литературные переводы нескольких песен автора "The Future" и "I'm Your Man". Этих-то композиций как раз на альбоме и нет. Зато есть "Сюзанна", "Маленький венский вальс" и, конечно, "Манхэттен и Берлин" (целых два варианта). Василий поёт песни "своего Коэна" в свойственной ему (Василию) манере, не пытаясь подражать оригиналу. И песни обретают другую жизнь, практически становясь самоценными произведениями. Их хочется спеть, их хочется услышать в любимых кинофильмах (из тех, что ещё не сняты на киноплёнку). Это искусство. Отнюдь не рок-н-ролл.

Кто будет слушать эту запись? Скорее всего те, кто ждал и дождался переводов на русский романов Леонарда Коэна, кто погрузился в атмосферу его прозы, которая в то же время и поэзия (как и вся хорошая проза). Желание узнать разные стороны чьего-либо таланта приходит по мере этого погружения, как аппетит порой и вправду приходит во время еды. Но шутки шутками, а Коэн привлекает тем, что за его печальной романтикой стоит нечто большее, - некая мудрость, присущая людям, которые эту романтику переросли. Нужно только не забывать, что альбом Василия К. - не собрание подстрочников.

Василий здесь не только певец, но и мультиинструменталист, умело обращающийся с музыкальной формой. Оттого композиция "Манхэттен и Берлин #2", исполненная под скупой аккомпанемент акустической гитары, звучит не менее мощно, чем ее же электрическая версия, открывающая альбом. Качество записи, а главное - качество сведения такое, какое в России нечасто встретишь. Так ведь не в России и сделано. Впрочем, есть ли смысл говорить о таких малозначительных вещах, как сведение, аранжировка и тому подобное, когда песни самодостаточны даже по форме, благодаря настоящей поэзии, присутствующей в текстах и проникновенному, искреннему исполнению. В таких случаях если ещё и аранжировки удачны - вообще роскошь. "Мой Коэн" - роскошный альбом. Но это уже так, частности.

На самом деле, альбом "Мой Коэн" может стать весьма популярным в стране, где так любят печальные песни. Декаданс, романтизм... Не хватает надрыва, зато присутствует мужественность. Однако, когда мы говорим о поэзии, не стоит забывать, что текст тем скорее соответствует этому высокому званию, чем легче он преодолевает собственное формальное содержание, оставляя нас наедине с поэтом, с его миром, с его сердцем. Так надо ли задумываться кого здесь больше - старого доброго канадского битника Леонарда Коэна или жителя Швеции Василия?

Игорь Лунёв, специально для РокмЬюзик.Ру

На фото: обложка альбома "Мой Коэн"
RM2003

back