back

(оригинал)

Весенние трели Петра Акимова в ЦДХ


Пётр АкимовМало кто будет спорить с тем, что русский рок - это, прежде всего, текстовая культура. Как известно, поэт в России - больше, чем поэт, а поэт с гитарой - это для нашей страны вообще настолько круто, что об аранжировках и думать на надо, не нужны они вовсе. Не знаю уж, кто придумал эту глупость, но как-то так повелось у нас - главное, чтоб тексты были хорошие, а уж какая там музыка звучит, никого особо не волнует... В некоторых случаях это действительно верно - как известно, попытки аранжировать песни Дягилевой, Башлачёва и Высоцкого не принесли ничего хорошего, их песни могли исполняться только одним образом - сорванным голосом, под ненастроенную гитару. Но, всё-таки, большинство так называемых рок-бардов совершенно зря не пытаются аранжировать свои произведения, всё больше и больше укореняя в массовом сознании стереотипное восприятие всей русской рок-музыки.

Однако есть в нашей стране замечательные музыканты-аккомпаниаторы - те, кто практически всегда остаются в тени "звезды", их имена не пишут большими буквами на афишах, но именно благодаря им песни обретают ту форму, в которых их любят и помнят поклонники. На западе профессиональные аккомпаниаторы, аранжировщики или, если хотите, саундпродюсеры знаменитых исполнителей, уже давно знамениты не как "тот чувак, который играл с Самим", а просто как самостоятельные музыканты. Примеров множество - это и Джон Пэриш (John Parish), и Джим О'Рурк (Jim O'Rourke), и Марк Рибо (Marc Ribot), и много кто ещё. Конечно, в большинстве случаев сольная карьера этих музыкантов началась гораздо раньше, чем они начали сотрудничать с более знаменитыми артистами, но всё же "раскрутились" они именно как аккомпаниаторы - уже потом их сольные альбомы стали мести с прилавков, намного позже...

В русском роке таких знаменитых аккомпаниаторов раз, два и обчёлся. Лично мне на память приходят только несколько имён - Зубарев, Курылев, Сакмаров (в первую очередь вспоминаются именно они, поскольку они уже успели запомниться не как участники знаменитых групп, а как лидеры своих сольных проектов) и Акимов. Наверное, можно покопаться и вспомнить ещё многих, но я не стану сейчас этого делать, ибо имя героя, про которого и написан это репортаж, уже прозвучало - Пётр Акимов, самый известный виолончелист русского рока. Какой из команд Петр больше всего обязан своей локальной известностью - непонятно, равно как и неясно, какая из групп у нас более популярна и популярна ли вообще - "Ковчег" или "Выход"? Думаю, что всё-таки "Ковчег", хотя надеюсь, что я ошибаюсь... Впрочем, даже у тех, кто никогда не слышал ни Арефьеву, ни Селюнина, было достаточно способов отметить превосходную игру Петра Акимова - его виолончель звучит на альбомах "Аквариума", "Наутилуса", "Колибри" и даже на аукцыоновском "Жильце Вершин" - его дискография настолько необъятна, что непонятно, как Пете до сих пор удаётся быть таким незаметным. Ведь с кем бы он ни играл, всегда можно было безошибочно определить, что играет именно он - у Петра есть своя неповторимая манера игры, так необходимая профессиональному музыканту. Впрочем, в большинстве случаев то, что на виолончели играет именно он, и так понятно, даже не нужно проверять это по обложке диска - других виолончелистов в русском роке я что-то не припомню. Ни Севу Гаккеля, ни Александру Никитину уже давно не видно на московской сцене...

В минувший четверг в Центральном Доме Художника состоялся мини-фестиваль "Весенние трели Петра Акимова", в котором приняли участие многие музыканты, которым довелось работать с этим замечательным музыкантом. Старую гвардию рокеров представляли СиЛя, Сергей Калугин и Ольга Арефьева, которая, стоит заметить, не то чтобы похудела, но скорее усохла и очень сильно стала напоминать Майю Плисецкую (надо полагать, что такова жертва её последнему увлечению танцами, а танцует Ольга и впрямь замечательно). Но лично меня куда больше порадовало, что Пётр Акимов всё никак не может остановиться в своём творческом поиске и не пропускает возможности посотрудничать с молодыми талантливыми музыкантами - кроме заслуженных деятелей русского рока в "Весенних трелях" также отметились очаровательная Юлия Теуникова и Василий К., очередной раз приехавший в Москву из Швеции - надеюсь, в этот раз надолго. Кульминация вечера пришлась как раз на выступление Васи - их совместное исполнение "Тум-балалайки" не оставило у меня никаких сомнений в том, кто скоро станет главным андеграундным деятелем, чьи концерты будут собирать аншлаги в "Запаснике" и "Проекте О.Г.И". Поверьте, так оно и будет - если, конечно, Вася опять не уедет в Швецию...

Но, конечно, приятнее всего было смотреть не на сменявших друг друга авторов-исполнителей, а на самого главного героя вечера. Пётр сбросил извечную маску скромника, наконец почувствовал себя не аккомпаниатором, а суперстаром, и, надо сказать, вёл себя соответствующе - извивался на стуле, орал в микрофон и даже немножечко полапал за талию Ольгу Арефьеву... А потом брал в руки смычок и выдавал такое, что оставалось только выдохнуть: "Ай да Петька! Ай да сукин сын! Ай да русский рокер, растуды его туды!"

Глеб Лисичкин, специально для РокмЬюзик.Ру
Автор фото - Светлана Беликова

(оригинал)

back