back


Интервью от А.Мальцева

Вологда


28 мая на летней площадке клуба "Архитектор" прошел концерт Василия К., который приехал в наш город с московской флейтисткой Хельгой Патаки. Акустический формат мероприятия - гитара и дудка - поддержал и выступавший в качестве "разогрева" Муравей, ему помогал Женя Левков.

Собственно концерт

Почти по-летнему светило солнце, еще по-весеннему дул прохладный ветер. Все предвещало легкий и приятный вечер. Так, собственно, и получилось. Муравей вспомнил кое-что из очень старого, исполнил несколько новых песен, что не могло не порадовать. Получилось неплохо, но в электричестве все же лучше.
Вышедшего затем на сцену Василия К. публика сначала встретила громкими аплодисментами, но потом воспринимала происходящее как-то расслабленно и больше общалась между собой, нежели слушала и смотрела на сцену. Наверное, так происходит на любом "VIP-концерте", где подают "супер-дешевое пиво".
Между тем Василий (которого, право слово, язык не поворачивается назвать автором-исполнителем - рок-бард? трубадур?) знал свое дело - пел и играл так, как будто перед ним самая благодарная публика. Искренне, с надрывом. Играл один и в сопровождении флейты (хельгины флейты, кстати, были самые разнообразные, хотя со стороны казалось, что они различаются только цветом:). Отвечал, как полагается, на записки из зала. Все честь по чести, без каких-то там понтов и закидонов, с юмором и по-простому. Что, опять же, не могло не радовать.

Кое-что о творчестве Василия К.

Творчество Василия К. нельзя воспринять однозначно, тем более понять с первого раза (хоть и исполняются они на русском языке). Интересно послушать его не только в акустике, но и в электричестве, благо дело дисков он навыпускал порядочно.
Песни все разные, вызывают очень сумбурные ощущения, которым необходимо "отстояться", чтобы стать словами. Василий похож на все, что было в русском роке, и, в то же время - уникален и неповторим. Он вполне мог бы стать популярным, как группа ПИЛОТ или КОРОЛЬ И ШУТ, но в силу абсолютно некоммерческого подхода к творчеству, так и остается "широко известным в узких кругах". Простые, в общем-то, мелодии, запоминающиеся музыкальные ходы сочетаются у него с порой сложными для осмысления текстами, требующими серьезного "культурного бэкграунда".
Постмодернистская ирония и романтический героизм, западная и отечественная рок-традиции переплелись здесь таким неимоверным образом, что термина "шведский рок-н-ролл" для характеристики творчества Василия явно недостаточно.
И песня "Собаки", вошедшая в различные сборники и крутившаяся на радио, отнюдь не является его "визитной карточкой", скорее на эту роль подошли бы "Карлссон" или "Манхэттен-Берлин".

Интервью

Василий, не по-шведски смуглый и совсем непьющий, был спокойно-добродушен и охотно отвечал на любые вопросы и до, и после выступления.
- Василий, так ты в Швеции живешь или в России?
- Последние 2 или 3 года основную часть времени провожу в Москве. В Швеции у меня осталась квартира, я ее сдаю на время отсутствия. Там же записываю альбомы с группой THE KURTEN. Вот скоро снова туда собираюсь.
- У тебя есть такая патриотическая песня, в которой рефреном идет фраза "только ты держишь страну". Это взгляд на русских из-за бугра?
- О, у этой песни есть своя история. Дело в том, что есть такой автор Ulf Lundell, очень известный в Швеции, но не за ее пределами. Так вот он написал песню про то, как народ строит свою страну. Она такая прямая, прямолинейная. И я подумал: если какой-то швед смог сочинить такую песню, то почему бы мне не попробовать?
- Отличаются ли российские музыканты от шведских?
- Очень сильно. Дело в том, что в Швеции рок-музыка появилась примерно в то же время, что и в Америке, ну, может, чуть позже. Там она в крови у людей, не одно поколение на ней выросло. А в России - музыканты в училище навороты всякие на гитаре научились делать, а вот драйва нет. Я намучался подбирать людей для электрического состава.
- А из российских исполнителей чье творчество близко? Может, общаетесь с кем-то?
- БГ, Силя, Оля Арефьева. Близок Сергей Калугин ("Оргия праведников"). Это я называю тех, чьи записи у меня дома и кого хочется слушать. А на счет общения - музыканты ведь мало между собой общаются, каждый занимается своими делами.
- А ты чем-то кроме музыки занимаешься?
- Нет, как в 16 лет начал играть, так и играю. Это мое основное занятие, единственное, что я умею делать.
- Но ты вроде учился в университете, там у себя в Лунде? Как тебе тамошняя система образования?
- Лучше нашей, однозначно. Выбираешь те предметы, которые тебе нужны. Экзамены сдавай-пересдавай хоть восемь лет. Государство дает деньги на обучение, потом можно возвращать до старости. Я учился по специальности "Музыковедение". Да, теперь я кандидат философии.
- Ну, и последний вопрос. Как относишься к славе рок-музыканта?
- Слава как таковая меня не интересует, как, собственно, и деньги. Их нужно ровно столько, чтобы продолжать заниматься тем, чем я занимаюсь. Вот связался тут с одним крупным лэйблом, получил за альбом ровно "ноль", хотя все пластинки были проданы. Я плюнул на это дело, теперь выпускаю все сам. Даю концерты, продаю диски. На жизнь хватает.

Мальцев А.

back